Блог
Проблемы применения Закона о закупках.
Часть 1
У каждого, кто так или иначе сталкивался с тендерами, на слуху Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Интернет-форумы, группы в социальных сетях по этой теме пестрят мемами и комментариями, высмеивающими сложные, зачастую надуманные и, как многим кажется, оторванные от реальности нормы и конструкции Закона о закупках. Казалось бы простая цепочка «Государство – Государственный Заказчик – Исполнитель» превратилась в сложную разветвленную структуру со множеством вспомогательных участников, таких как электронные торговые площадки, аккредитующие организации, удостоверяющие центры, обучающие, консультирующие предприятия, надзорные органы и т.д. Удивительно, но практически с нуля в незначительные временные сроки был создан «регламентированный» рынок государственных заказов.
Закон о закупках – это не статичный закон, он регулярно меняется. Четко прослеживается тенденция к единообразию и упрощению процедур. На практике же, правовые конструкции не всегда реализовываются так как предполагают законотворцы. Приведу в пример одно из глобальных изменений для участников закупок 2019 года – регистрация в Единой информационной системе (ЕИС). Отличная законодательная инициатива, которая позволяет избежать заполнения различных форм аккредитации на множестве электронных торговых площадках, интеграция с сайтами https://www.nalog.ru, https://www.gosuslugi.ru позволяет сократить время на актуализацию информации об участнике. Что мы получаем на практике – весь январь, февраль технические сбои при регистрации личного кабинета участника закупок, невозможность дозвониться в техническую поддержку ЕИС, игнорирование технической поддержкой ЕИС письменных обращений участников. Конечно, в итоге все этапы регистрации пройдены, личные кабинеты созданы, электронные подписи привязаны на электронные площадки. Но не покидает ощущение, что при более тщательной технической подготовке к внедрению изменений, участники не были бы вынуждены тратить столько сил и времени на процедуру регистрации.
Ситуация со стороны Заказчика выглядит еще более патовой. Подготовка, согласование, опубликование документации, подписание контракта, размещение информации об исполнении контракта – это лишь малый перечень обязанностей отдела закупа Заказчика. Все сроки регламентированы, отступление от процедуры грозит административными штрафами. И не будем забывать о том, что закупки происходят по разным направлениям – сегодня конкурсный управляющий пишет техническое задание для ремонта кровли, завтра на закупку сложного технического оборудования, послезавтра на организацию питания. Невозможно быть экспертом во всех этих областях.
Группа компаний JUST оказывает в том числе услуги по организации лечебного питания в медицинских учреждениях по всей Свердловской области, и мы нередко сталкиваемся с проблемными ситуациями при участии в закупочных процедурах. Для заказчика в ситуации цейтнота, непонимания особенностей организации питания пациентов сторонними предприятиями бывает сложно самостоятельно составить аукционную или конкурсную документацию. Для минимизации временных и трудовых затрат отделы закупа используют типовую документацию (В нашем регионе Департамент государственных закупок Свердловской области размещает все типовые образцы на своем официальном сайте https://goszakaz.midural.ru). Но в типовую документацию необходимо прописать нюансы и особенности конкретного медицинского учреждения – кто-то использует готовую документацию с портала http://zakupki.gov.ru, размещенную медицинским учреждением из соседнего города, района, кто-то же предпочитает путем проб и ошибок разработать собственное техническое задание. Со своей стороны, хочу сказать, что при ознакомлении с документацией, всегда стараюсь направить Заказчику запрос разъяснений с целью улучшить или доработать аукционную или конкурсную документацию, если вижу, что допущены неточности, не учтены требования законодательства. Потому что, чем более грамотно будет прописано техническое задание, составлен проект контракта, тем больше вероятность, что Заказчик получит именно ту услугу, на которую он рассчитывал до того, как вышел на непредсказуемый рынок государственных заказов.


04 ИЮЛЯ / 2019