Блог
Аутсорсинг питания в медицине
Часть 1
Общемировая практика, сложившаяся в развитых странах в сфере здравоохранения – передача на аутсорсинг непрофильной для лечебных учреждений деятельности. К ним относятся клининг, услуги прачечной, организация питания, обслуживание медицинской и офисной техники и т.д. В Советской России практика была иной – медицинское учреждение было «натуральным хозяйством». Главный врач больницы должен был обладать массой непрофильных компетенций, чтобы управлять таким предприятием.

За последние 20 лет ситуация начала меняться. Организации здравоохранения все больше сосредотачиваются на процессе лечения пациентов. Сформировались целые отрасли бизнеса, оказывающие услуги медицинским учреждениям. Первыми на этот рынок пришли иностранные компании, имеющие десятилетний опыт работы. Процесс передачи на аутсорсинг части процессов, сопровождающих оказание медицинских услуг, особенно быстро шел в Москве и городах – миллионниках.
Медицинские учреждения в областных городах не могли себе этого позволить. Во-первых, из-за ограниченности бюджетов, во-вторых, из-за отсутствия предложения на региональном рынке таких услуг. Бюджетного финансирования на протяжении нескольких лет было недостаточно, чтобы финансировать в полном объеме внелечебную деятельность медицинских учреждений. В результате недофинансирования инфраструктура организации питания в больницах малых городов пришла в упадок. Помещения пищеблоков ремонтируются по остаточному принципу, коммунальные сети требуют капитального ремонта, производственное оборудование давно исчерпало ресурс эксплуатации.

На фоне этих проблем государственные органы ужесточают требования ко всем предприятиям общественного питания. Этот процесс затрагивает и пищеблоки медицинских учреждений. С 2016 года все предприятия, оказывающие услуги питания населению обязаны внедрить стандарты контроля качества (ХАССП). В силу выше названных причин в большинстве пищеблоков это сделать невозможно.
В Свердловской области в 2015 году из более сотни многопрофильных больниц на аутсорсинг организацию питания пациентов передали только 3. Кроме объективных причин, есть и субъективные. Их можно обозначить общим понятием «менеджмент». В «классических» коммерческих организациях передача услуги на аутсорсинг проходит через несколько этапов:

- анализ бизнес-процесса организации питания пациентов;
- закрепление ответственности за весь бизнес-процесс и отдельные этапы: планирование количества пациентов, планирование объема производства, организация производства, доставка продукции до пункта выдачи, организация выдачи готового питания, экономический анализ эффективности всего бизнес-процесса и отдельных этапов.
- формализация процесса организации питания с устранением выявленных проблем.
Всеми этими процедурами в медицинских учреждениях заниматься просто некому. Поэтому процесс передачи организации питания на аутсорсинг происходит стихийно, примерно по следующему сценарию:

- принимается решение о передаче на аутсорсинг организации питания пациентов медицинского учреждения.
- проводится тендер, в ходе которого устанавливается цена организации питания 1 пациента в сутки.

А далее компания, которая выиграла тендер, начинает разгадывать ребусы «как это работает».



Кто согласовывает меню, если в штате медицинского учреждения нет врача-диетолога, а цена разыгранного контракта покрывает только затраты на продукты питания?
Пока медицинское учреждение самостоятельно организовывает питание пациентов, Главный врач принимает решение о финансировании закупа продуктов питания, исходя из общей экономической ситуации в больнице. Зав. производством, исходя из своего многолетнего опыта, составляет совместно с диет. сестрой меню из имеющихся продуктов.

Затраты на приведение производства в соответствие производства со стандартами ХАССП при этом никем не планируются. Эти затраты возникают только в ходе очередной проверки со стороны контролирующих органов. Например, из-за отсутствия исправного холодильного оборудования в приготовлении блюд с использованием животных жиров использовалось сухое молоко на 100%. Нормами лечебного питания это не допускается. При передаче услуги питания на аутсорсинг возникает проблема изменения технологического процесса, дооснащения производства оборудованием, чтобы перейти на традиционное молоко.




Продолжение следует……
04 ИЮЛЯ / 2019